Альтернативные способы проверки датчиков состава смеси - часть 1

Первичная проверка датчика состава смеси заключается в измерении напряжения на его сигнальных проводах при включенном зажигании, но при не заведенном двигателе. Естественно, что в этой ситуации напряжение на электродах чувствительного элемента не изменяется. Проверка малоинформативная, но необходимая.

Примечание: перед проведением ниже описанных тестов обязательно убедитесь в том, что у Вас есть возможность считать коды самодиагностики и очистить память кодов.

БУ не может не заметить отключение сигнальных проводов этого датчика. Далеко не все из предложенных далее проверок изящны. Но что делать, если цены на ОЕМ-сканеры данных достаточно высоки. И поскольку такие датчики тоже стоят немало, то достоверность диагноза о необходимости его замены должна быть 100% и поэтому могут понадобиться дополнительные проверки. Кроме этого, все описанные тесты должны проводиться при исправном и подключенном нагревательном элементе. Перед проведением проверок обязательно убедитесь в том, что ваш сканер в состоянии соединиться с БУ диагностируемого автомобиля.
Справа показана выходная характеристика датчика при отключении его сигнальных проводов от ЕСМ, то есть при размыкании цепи протекания электрического тока через чувствительный элемент. Обедняя и обогащая смесь и проверяя при этом его выходное напряжение, можно провести проверку исправности датчика. В этой ситуации его выходное напряжение аналогично напряжению обычного кислородного датчика. Эта проверка может быть проведена с помощью стрелочного вольтметра с достаточно большим входным сопротивлением, цифрового вольтметра с малым временем преобразования или, что еще лучше, с помощью осциллоскопа. Суть этой проверки заключается в том, что от датчика отсоединяются оба сигнальных провода и к ним подключается измерительный прибор. При этом обязательно должно быть обеспечено подключение нагревателя датчика.

Прим. Возникающий при такой проверке, например, код P2238 является «служебным» и удаляется использованием функции «Clear Codes».

После полного прогрева датчика (для ускорения этого  можно «подержать» двигатель на повышенных оборотах) кратковременно снимается и глушится вакуумный шланг управления регулятором давления в топливной системе (если таковой находится под капотом, а не в баке). Это приводит к повышению давления в топливной системе и, как следствие, увеличивается количество топлива, то есть обогащается топливно-воздушная смесь. Распыление топлива в воздуховод (после воздушного фильтра) является другим способом её обогащения. Топливная смесь была обогащена дважды в течение 5 секунд. Пока смесь достаточно богатая, его выходное напряжение увеличивается до одного вольта. 
В этом режиме (при отключении смещения за счет разъединения сигнальных проводов датчика) широкополосный датчик практически ничем не отличается от обычного кислородного датчика и генерирует напряжение, величина которого зависит от состава смеси. Похожая проверка состоит в том, что при ХХ прогретого двигателя периодически отключалась и подключалась форсунка одного из цилиндров. Это приводило к кратковременному обеднению смеси, на что датчик реагировал уменьшением выходного напряжения. 
Следующий тест позволяет провести количественную оценку параметров этого датчика. Для его проведения необходимо восстановить подключение датчика к БУ, но в разрыв сигнального провода "3.3В" (контакт "A/F+", обычно синий провод) подключить относительно быстродействующий Ток датчика при обедненной смеси Ток датчика при обогащенной смеси цифровой амперметр. Измерительный прибор устанавливается в режим проверки постоянного тока с пределом измерения 20... 50 миллиампер и с его помощью фиксируется ток датчика.